Я ослепителен, я пионер, я так хочу умереть от любви

Дюшан - и хоть ты заебись березовой палкой!


Previous Entry Share Next Entry
Вот тебе онучи – утрися, вот тебе обрывок – удавися
zabriskie_joint

Жаль, конечно, что все свежие хиты приходится рьяно оправдывать, но все-таки попробую оправдать и «Белую ленту», полгода как по-русски костеримую.
С тем, что Ханеке, несмотря на диплом, слабый философ и, вопреки пожеланиям аудитории, совсем уж немощный метафизик, давно пора свыкнуться: взвинченным пересказам Камю/Кафки и свидригайловским переездам в Австралию он, очевидно, не изменит никогда. Такое устроение ума – «анализировать природу того», «вскрыть язву сего», для меня это всё тарабарская грамота, телом без органов наговоренная; мне из всех его синопсисов только новый интересен, про неприкаянность старческой сексуальности. А вот чем Ханеке силен, так это урезанием, недомолвкой, снимающей между фильмом и синопсисом тождество. Т.е. «затронул вопрос» – и отпрянул, «поднял тему» – и уронил; если у пословиц и крылатых изречений, к которым его «анализы» и «вскрытия» легко сводимы, отщипнуты концы, то больше не скучно. Тоже школьническая плутня, однако же работает.
В «Белой ленте» к недосказанной банальности вынуждает сам формат стиснутой многосерийки (это как уголовное дело купировать за счет улик), и в ущерб всем потенциалам: диалектике, догме, детективу, – простирается панорама. Поверхностная, безусловно, зато, так сказать, мировая. И более всего своей цинковой наглядностью похожая на погост, где под конкретными луриками вычеканены обобщенные упреки. Абсолютность и ясность «Мушетт» Ханеке невпотяг, равно как бергмановское ковыряние (а в купированном сериале и некогда), но панорамный порядок он установил: скатерки кружевные, стаканчики граненые, хам грядет.
Вообще, «Лента» – очень сельское кино, академическое кантри. Из города, куда улепетывают на придуманных, как мы помним, для остановки инцеста велосипедах, не возвращаются, а местный режим емко описан у Бунина в «Деревне» (поставьте, пожалуйста, хорошую песню для Дорогой Бетси). Главный принцип – обрядовость, главный календарь – от заговен до разговения, главное событие – пожар, главный парадокс – что птичек сшибать можно, а кушать нельзя. И птички, живые с распятыми, и обряды, покосы с рукоцелованием, и прочие псовки-золовки, керосинки да гумно собачье в фильме тщательно прорифмованы, ритмизированы, с первого захода даже не уличишь. А главное, поверхностный Ханеке, всегда орудовавший сторонним свидетельством, экраном, всяческой трансляцией, постлал себе идеально скользкую поверхность – Geschichte, полусплетню-полубайку, недостоверный рассказ из давней жизни. И вместо мнимого поучения, которое из кино не явствует, а самозарождается от склонения к версиям, лучше принять Ханеке черным по белому, с его протокольностью: в желуде вызревает дуб, в дубе вызревает гроб. Забавно было бы, кстати, пускать «Ленту» грайндхаусом с «Германией, год нулевой», я вот так и поступил.



  • 1
Насчет полусплетни-полубайки не согласен. Многие из эпизодов, которые мы видим, никак не могли быть известны номинальному повествователю, да и никому кроме непосредственных участников. То есть Ханеке все же занимает позицию всеведущего рассказчика, а закадровый монолог учителя ему нужен не пойми зачем, разве лишь как формалистическая архаизирующая финтифлюшка.

Ну, да - "ходили слухи, что", хотя такие уловки, вы правы, не очень честное дело. С другой стороны, всю эпопею можно представить как коллекцию детских показаний, объединенную, но хотя бы не в лоб интерпретированную учителем/хормейстером (сын врача застал окровавленную сестру с папой, да мало ли - может, и впрямь уши проколола).

Ну а эпизод, в котором доктор тет-а-тет сообщает акушерке о том, как она ему опротивела (с поразительной бесцеремонностью стибренный из "Причастия" Бергмана, кстати). Если это свидетельство, то чье. Если гипотеза, то чья.

Бесцеремонно было б, если бы это пастор жену корил :) Ну, конечно, там есть "безусловные" части, "обзору" они, по-моему, не вредят.

А пишете вы, между тем, невероятно – от такой харизмы слога теряется воля и всякая возможность соглашаться или не соглашаться с содержанием.

Спасибо. Значит, всё я правильно делаю :)

все собирался пересмотреть, после такого текста точно это сделаю

А изначально вам понравилось? Хоть мало-мальски.

вообще да, как-то он меня затянул своим ритмом и мрачностью, что ли.
но я недосмотрел последние минут 15-20(

Моща засмотрелсяяяяя%))))

Ребята конца света кто нибудь ждет уже?)

  • 1
?

Log in